Формирование формы ног у детей

Х-образные ноги у ребенка могут диагностироваться с момента рождения, но это не всегда говорит о патологии. Если до 1,5 лет форма конечностей не исправилась – следует подозревать деформацию. Причиной болезни могут быть нарушения минерального обмена, что приводит к искривлению бедренной и берцовой костей. Данная патология характеризуется отклонением стоп в стороны, а коленей вовнутрь. Правая и левая ступни не соприкасаются, между ними присутствует небольшое расстояние в несколько сантиметров.

Часто встречающиеся деформации ног у малышей

Когда ребёнок находится в утробе матери, состояние его организма определяется не только этапом зрелости, но и окружающей его средой. Малыш располагается в определённом физиологическом положении, наиболее оптимальном для развития. Для нормальной жизнедеятельности и облегчения процесса прохождения по родовым путям природой предусмотрена мягкость соединительной и костной тканей.

Перечисленные физиологические перестройки могут привести к следующим изменениям формы нижней конечности:

  • Ноги колесом – в данном случае ноги изгибаются в стороны, а при поджатых стопах колени не соприкасаются. Встречается у новорожденных детей, является вариантом нормы и исправляется в течение первого года жизни;
  • О-образная деформация – это уже патология, внешне выглядит как предыдущий вариант, выявляемый в более поздние сроки. В данном случае требуется осмотр врача и проведение коррекции;
  • Х-образные ноги у ребенка – кривизна ног по типу буквы «Х», когда колени выгибаются вовнутрь.

Согласно классификации МКБ 10 Х-образная деформация обозначается шифром М 21.0 – вальгусная деформация.

Этиология

Ноги буквой Х формируются при искривлении костей, а также слабости связочного аппарата. Если не исправить патологию, постепенно нарушается походка – ребёнок начинает подворачивать ножки при ходьбе, перераспределяется нагрузка на конечности. Всё это приводит к усугублению искривления и присоединения сопутствующих симптомов со стороны других органов и систем.

Причины развития патологии:

  • Отягощенная наследственность – клиницистами выявлены гены, пагубно влияющие на состояние костей, связок и хрящей. Если они присутствуют – возрастает риск развития деформации;
  • Рахит – опасная болезнь, приводящая к разрушению костной ткани и искривлению конечностей;
  • Ожирение – лишний вес обеспечивает повышенную нагрузку на ноги. Незрелые кости при таком условии могут изменять свою форму;
  • Недоношенность – в данном случае опорно-двигательный аппарат ребёнка ослаблен и предрасположен к патологическим изменениям;
  • Подвывих головки бедренной кости – очень часто встречается при дисплазии бедра, когда головка смещается вверх, выходит из суставной впадины, приводя к патологическому отклонению бедра вовнутрь. Компенсируя ходьбу, голень постепенно изгибается кнаружи, образуя искривление;
  • Ранняя постановка на ноги – специалисты не рекомендуют обучать детей навыкам ходьбы ранее 7-ми месяцев, поскольку это может привести к искривлениям незрелых костей и нестабильности суставов;
  • Малоподвижный образ жизни – физическая активность укрепляет организм, при её отсутствии возникают проблемы опорно-двигательной системы;
  • Ношение неудобной обуви – при данном условии поражается стопа, нарушается походка, а осевая нагрузка распределяется неравномерно. Если причину не устранить – со временем развивается искривление бедренных костей, голеней и коленных суставов.

Помимо перечисленных причин доктор Комаровский объясняет развитие Х-образного искривления ног у ребенка перенесёнными заболеваниями в первый год жизни малыша, которые подрывают состояние костно-мышечной системы.

Как развивается патология

Когда воздействуют причинные факторы на организм малыша, обменные процессы в тканях нижней конечности нарушаются. Постепенно это приводит к тому, что кости становятся менее прочными, а связки – легче растягиваются.

Патология усугубляется, если малыш учится ходить раньше положенного срока – под весом тела ножки начинают постепенно изгибаться, образуя деформацию. На начальных этапах ребёнок ощущает дискомфорт, меняя походку, которая способствует более сильному искривлению. Если вовремя не начать коррекцию, постепенно развивается болезнь, как икс образные ноги у детей.

Симптомы

Ноги-Х формы у ребенка в запущенных случаях можно заметить сразу по особой форме конечностей. Клиницисты выделяют ещё ложные деформации, когда структура костей не нарушается, но форма мышц и подкожной клетчатки вызывают видимость искривления. На начальных этапах симптомы выражены слабо, но когда ребёнок начинает ходить самостоятельно, некоторые признаки заметны сразу. К ним относятся:

  • Быстрая утомляемость при ходьбе – данная форма ног является неестественной, мышцам приходится прикладывать больше усилий для сокращения, чем в норме. Всё это приводит к усталости ребёнка даже во время обычной ходьбы;
  • Нестабильность походки – постепенно болезнь приводит к растяжению связок и развитию нестабильности в коленных суставах. В результате под весом собственного тела малыша походка становится шаткая и неустойчивая. В тяжелых случаях могут развиться подвывихи в коленях и тазобедренных суставах;
  • Искривление нижних конечностей – с возрастом, когда ребёнок растёт и конечности вытягиваются – деформация становится ярко заметной;
  • Появление судорог – при искривлении и нарушениях походки появляется гипертонус и переутомление мышц, что приводит к судорогам;
  • Боль в ногах – развивается спустя несколько лет после начала болезни, когда сформировалось стойкое искривление, заставляющее малыша менять походку и физическую активность.

Если не проводить коррекцию, то со временем у ребёнка развивается деформация стоп и появление искривления позвоночного столба.

Со временем нарушается нормальная ходьба – малыш начинает подворачивать ногу таким образом, что нагрузка приходится на наружный край стопы. Если в нормальном состоянии она равномерно распределяется по стопе, то при данной патологии линия опоры смещается в бок. Всё это приводит к деформации костей и развитию плоскостопия. Постепенно искривляются голеностопные суставы, а перераспределение осевой нагрузки нарушает осанку и приводит к сколиозу или кифозу позвоночника.

Формы и стадии

Клиницисты не выделяют стадий течения болезни, поскольку данная патология развивается постепенно, а стойкие симптомы появляются при видимой деформации. Условно различают раннюю стадию, когда проявления болезни заметны, но серьёзных осложнений не выявлено и запущенную – характеризующуюся нарушением походки, быстрой утомляемостью, судорогами. Среди форм различают истинную и ложную деформации, которые можно отличить при проведении рентгенологического обследования.

Последствия болезни

Самым серьёзным осложнением является развитие стойкой деформации, когда ребёнок не сможет самостоятельно ходить, а для коррекции потребуется проведение операции. К менее значимым негативным последствиям относятся:

  • Плоскостопие;
  • Искривления позвоночника;
  • Защемления нервов;
  • Нарушение работы внутренних органов;
  • Дистрофии мышц.

Доктор Комаровский утверждает, что самый серьёзной ошибкой родителей является желание родителей как можно быстрее поставить малыша на ноги – не стоит этого делать до 7-ми месяцев, пока ножки ребёнка не окрепнут.

Как самостоятельно диагностировать патологию

Искривление выявляется в стоячем положении. Попросите малыша встать прямо, чтобы колени находились в естественной и комфортной для ребёнка позиции. Если патология присутствует, то между коленями расстояние будет минимальным – порядка 2-3 см, а между стопами не менее 6-8 см. Но не спешите делать выводы и ставить неблагоприятные прогнозы – для подтверждения диагноза необходимо посетить лечащего врача и сделать рентген ног в прямой проекции.

Лечение

Когда у малыша выявляется болезнь, необходимо срочно начать терапию. Важно отметить, то до 1,5 лет такая форма ног является нормой, если к этому времени конечности не выправились, показана терапия. Лечащий врач сразу же назначит курс витамина D с профилактической целью. Медикаменты назначаются для лечения осложнений запущенных стадий болезни. Для исправления деформации необходим массаж, выполнение гимнастических упражнений, а также курсы физиотерапии и ношение ортопедических приспособлений.

Массаж

Проведение разминки очень полезно для мышечного каркаса – помимо улучшения кровообращения снимается гипертонус, который является одним из механизмов формирования деформации. Цель массажа при Х-образных ногах у детей – укрепить мышцы на внутренней поверхности бедра и голени и расслабить их тонус с внешней стороны. Так развивается «выправление» изгиба наружу.

Читайте также:  Перелом плюсневой кости стопы

Основные манипуляции массажиста для лечения деформации:

  • Разминка спины – начинается с поглаживания, которое постепенно переходит в растирание и разминку. Завершается сеанс лёгким поглаживанием кожи;
  • Массаж поясничной области – начинается процедура с круговых движений, затем идёт аккуратное пощипывание и разминка. В конце доктор производит поглаживание в этой зоне;
  • Аккуратно массируются ягодицы против часовой стрелки, затем по описанной технологии разминка завершается;
  • Массаж задней поверхности голеней и бёдер – руками идёт поглаживание по ходу вен – снизу вверх. Затем идёт вибрация и разминание мышц;
  • Колени лечатся методом растирания и разминки в боковых областях;
  • Массаж ахиллового сухожилия и икры осуществляется поглаживанием, пощипыванием и растиранием;
  • Ребёнок переворачивается на спину, где производится разминка передней и внутренней поверхности бедра по аналогичной технологии;
  • В завершение массируется стопы, особой упор делается на подошвенные мышцы.

Начинать процедуры рекомендуется с небольших курсов – не более 10-12 минут, постепенно увеличивая сеансы до получаса. Курс лечения составляет не менее 3-х недель, но при необходимости – врач может продлить полезные процедуры.

Патологию ещё можно исправить в 3 года – но лечение будет проходить под врачебным контролем.

Лечение Х-образных ног у ребенка подразумевает обязательное выполнение гимнастических упражнений – во время сеансов разрабатываются мышцы и суставы, укрепляется соединительная ткань и улучшается кровообращение. Физиотерапевты стараются написать программу гимнастики так, чтобы выполнение физкультуры забавляло малыша – преподнося ЛФК как игру.

Популярные упражнения лечебной физкультуры:

  • «Хождение по канату» – ребёнок представляет на полу веревку и ходит так, чтобы стопы находились на одной линии;
  • «Лошадка» – малыш играет во всадника, находясь на колене папы или мамы;
  • Собирание мелких игрушек с пола пальцами ног;
  • Игра в медведя – ребёнок ходит, переваливаясь с одного бока на другой;
  • Лёжа на спине, выполняется упражнение «велосипед»;
  • В этой же позиции осуществляются быстрые движения в голеностопе – сгибание и разгибание;
  • Ребёнок переворачивается на бок, поднимает ногу вверх и делает сгибание и разгибание голени;
  • Приседание или ходьба с мячом между ног.

Желательно выполнять все упражнения, а гимнастике уделать по 40-60 минут в течение дня.

Физиотерапия

Данный вид лечения направлен на улучшение кровотока и обеспечение заживления тканей. При воздействии на мышечный каркас снимаются спазмы, а в костной и хрящевой ткани запускаются процессы восстановления. Делать физиотерапевтические процедуры рекомендуется по необходимости и под строгим контролем лечащего врача.

Наиболее популярными методами физиотерапии являются:

  • Магнитотерапия;
  • Прогревающие процедуры;
  • Лазеролечение;
  • Ударно-волновая терапия.

Ортопедическое лечение

Для коррекции незначительных деформаций показано ношение ортопедической обуви, а также применение по назначению врача специальных шин и корригирующих укладок. Данный вид лечения показан совместно с консервативной терапией.

Вальгусная деформация широко известная как Х-образные ноги. Присутствует как естественный физиологический вариант до 1,5 лет жизни. Если к этому периоду ножки не выравниваются – требуется обследование и необходимый курс лечения. При своевременной терапии прогноз благоприятный. Различают ложную деформацию, которая не оказывает негативного влияния и не требует исправления.

Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.

С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.

По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.

Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.

Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.

Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.

К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.

Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)

Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.

Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии

Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».

При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся — уплощается и деформируется.

Читайте также:  Подагра голеностопного сустава симптомы и лечение фото

Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6,8 %, у мальчиков — на 5,6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!

В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации — «модная», уродующая ноги, обувь.

Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!

Наше тело от стоп до макушки — это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.

Стопы — «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы.

Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.

Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа — это комплексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых связками, суставами, мышцами и сухожилиями.

При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структуры представлены хрящом. Своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения. Первый этап формирования сводов стопы и осанки завершается к 8-9 годам, когда очертания стопы и спины ребёнка начинают быть похожими на формы взрослого человека. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур стопы и осанки.


Компенсаторный сколиоз в результате валгусного отклонения стопы


Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско-валгусных стопах

Содержание статьи:

У новорожденных детей часто наблюдается небольшое искривление ног. Если к трем, максимум к пяти годам дефект не исчезает, его нужно исправлять. Кроме психологического фактора, у человека возникают еще и физические проблемы. При деформации ног, нагрузка на коленный сустав распределяется неравномерно, что приводит к остеоартрозу и плоскостопию.

Почему у ребенка ноги иксом или колесом. Разбираем причины кривизны

Ортопеды различают 2 основных типа деформации нижних конечностей – О-образную и Х-образную.

Причиной искривления ножек у ребенка могут служить такие факторы, как:

Причины патологии Форма искривления

Наследственность

Особенности строения тела, а соответственно и кривизна ног могут быть заложены на генном уровне и передаваться от родителей к детям. Исправить такую кривизну можно, порой, только путем хирургического вмешательства.

Х–образная форма

Рахит

Заболевание, связанное с недостатком в организме ребенка витамина Д, приводит к нарушению формирования и роста костной ткани. Кости малыша становятся более мягкими и искривляются под его весом.

Оба вида деформаций

Ранние нагрузки на нижние конечности

Каждому возрасту малыша соответствуют определенные навыки . Многие родители хотят, чтобы малыш быстрее встал на ноги или сделал первые самостоятельные шаги. Раннее использование ходунков или вождение за ручки увеличивает нагрузку на неокрепшие ножки и приводит к их искривлению.

Особенно быстро это происходит у деток с избыточным весом .

Х–образная форма

Деформирующий остеохондроз (болезнь Блаунта)

Врожденное заболевание, которое приводит к искривлению ног в виде колеса. Чаще других деформация ног бывает у девочек с весом выше нормы .

О–образная форма

Как самостоятельно определить кривизну ног у детей

Если ножки у малыша искривлены достаточно сильно, то это видно невооруженным глазом. Чтобы определить хоть незначительные отклонения от нормы, попросите ребенка встать ровно и соединить пяточки вместе.

Сравните ножки малыша с представленной схемой:

Как видно из рисунков, ноги ребенка могут иметь нормальную, Х-образную или О–образную форму. Если вашему ребенку нет еще 3 лет, то его ножки могут иметь форму буквы «О». В старшем возрасте чаще наблюдаются Х–образные деформации нижних конечностей.

Лечим Х–образное искривление ног ребенка

Патологические отклонения вылечиваются полностью, если ребенок еще не достиг школьного возраста, а приступать к лечению следует не позднее 2 лет.

Для коррекции нижних конечностей используют такие методы, как:

Лечебный массаж Проводить лечебные сеансы должен только специалист . Процедуры включают в себя массаж не только ног ребенка, но и спины, ягодичных и поясничных областей. Рекомендуется проводить 4 курса в год. Под руководством врача можно освоить несколько простых приемов (неспособных нанести вред малышу) и дополнительно использовать массаж в домашних условиях.
Электростимуляция Лечение током применяется, когда кроме искривления голени наблюдается деформация стоп . Импульсы с силой тока 50 мА разной продолжительности (от о,5 до 300 мс) проходят через ножки, возбуждают клетки и стимулируют двигательную активность мышц.
Лечебная гимнастика Упражнения направлены на укрепление мышц ног, спины и исправление деформации.

Лечебная гимнастика состоит из ряда упражнений:

  1. Ходьба . Малышу полезно часто бегать босиком летом (по песку, мелким камушкам, ракушкам). Научите ребенка ходить на наружных краях свода стопы. Полезна ходьба по ребристым поверхностям.
  2. Захваты . Пальчиками ног нужно захватывать кусочки ткани или мелкие предметы как в сидячем, так и стоячем положении.
  3. Сидение в позе по-турецки и вставание из нее без посторонней помощи с чередованием ног. Сидеть по-турецки можно не только во время гимнастики.
  4. Приседания с опорой на полную стопу , а затем только на мысочки.
Ортопедическая обувь Является профилактической мерой после исправления дефекта ног. Обувь изготавливается на заказ, снабжена твердым задником и ортопедической стелькой, повторяющей форму стопы ребенка.

Лечебная обувь должна:

  • Плотно (но не жестко) охватывать стопу и голеностопный сустав.
  • Быть с небольшим каблучком .
  • Обязательно иметь стельку – супинатор и перекат подошвы.
Физическая активность Самым лучшим лекарством является подвижность малыша. Он должен больше гулять – бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Можно приобрести для крохи шведскую стенку. Кроме того, полезно прыгать, сидя на большом мячике или ходить по лежащей на полу лесенке. Детям с Х–образной формой ног полезно заниматься плаванием и любыми играми в воде .

Во время подвижных игр и упражнений нужно исключать длительную нагрузку тяжести тела малыша на коленки и голеностопные суставы , при этом способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата.

Чтобы ребенку было интересно, превратите утреннюю зарядку с упражнениями, способствующими исправлению формы ног, в забавную игру:

  1. Предложите крохе походить, как косолапый мишка. Это позволит ребенку потоптаться на внешней стороне стопы.
  2. Пусть малыш попробует себя в роли канатоходца. Проходя по узкой дощечке или дорожке из плоских фигурок, малыш поставит ноги ближе одну к другой.
  3. Напомните малышу знакомую восточную сказку и предложите посидеть как турецкий султан.

Особенности лечения О–образной (варусной) деформации ног у детей

Деформацию ног в виде буквы «О» нужно начинать лечить, как только появились первые признаки патологии. Иначе у ребенка происходит нарушение походки, он часто падает, не может ходить на большие расстояния. Кроме того, страдает позвоночник малыша и искривляется осанка.

Варусная деформация конечностей вызывает:

Неравномерное развитие суставов колена.
Сдавливание внутреннего мениска.
Расширение суставной щели снаружи и сужается с внутренней стороны.
Развитие косолапости.
Растяжение связок, которые укрепляют коленный сустав.

Читайте также:  Польза красной рыбы для мужчин

При лечении используют целый комплекс мероприятий, которые проводятся по назначению и под наблюдением специалистов:

Физиотерапия
  • Детям назначают электрофорез с кальцием
  • Парафиновые сапожки
Ортопедические

приспособления

Специальную обувь и приспособления назначает ортопед после осмотра ребенка . В каждом отдельном случае он рекомендует использовать супинаторы, корректоры (туторы) или специальные стельки. Комплексный массаж При варусной деформации процедура проводится в комплексе с общим тонизирующим массажем тела. Много внимания уделяется поясничной части позвоночника, так как оттуда идут нервные окончания к ягодичной зоне и мышцам ног.

При этом используется следующая последовательность массажа:

  1. Зона спины в области поясницы .
  2. Ягодичная зона и крестец .
  3. Задняя сторона ноги (бедро, голень, ахиллово сухожилие и подошва).
  4. Передняя часть ноги (поверхность стопы с тыльной стороны, суставы голеностопа и голень, коленный сустав и бедро).
Лечебная физкультура Гимнастические упражнения способствуют на коррекции формы стопы и укреплению мышц. ЛФК способствуют увеличению эффекта от массажных процедур.

При варусной патологии с малышом нужно делать такие упражнения:

  • Супинация стопы – поворачивать ножки подошвой внутрь.
  • Изгибать тыльную часть стопы.
  • Изгибать подошву.
  • Сгибать пальчики.
  • Держать игрушки между стоп в приподнятом состоянии ног.
  • Вращать стопами, правой ногой – по часовой стрелке, а левой в другую сторону.
  • Ходить по дорожке в виде елочки (летом дорожку можно протоптать на песке, а зимой – на снегу).
  • Ходьба на пятках .

Малышу полезно чаще сидеть в позе «между пяток». Для этого ребенка нужно поставить на коленки, раздвинуть стопы носками врозь и присесть между ними.

Гимнастика при Х-образном и О-образном искривлении ног у детей

Если у ребенка имеется выраженное искривление ножек в виде буквы Х или О, не стоит надеяться, что с возрастом все пройдет и ноги примут нормальную форму. С искривлениями можно и нужно бороться . Одним из действенных способов является лечебная гимнастика. Простой комплекс упражнений поможет справиться с неправильной формой детских ножек.

Упражнение 1. Чередуем ходьбу на носочках и пяточках . Обозначьте ребенку дорожку небольшой длины, к примеру, от стены до стены в комнате. Чтобы ребенку было интересней, пусть вначале малыш идет в одну сторону на носках, а в обратную – на пятках. Затем – половину дорожки на носочках, половину на пяточках. К концу упражнения можно чередовать 5 шажков на пятках и 5 – на носках. Общая продолжительность 2-3 минуты.

Упражнение 2. Мишка косолапый . Покажите ребенку, как можно ходить, опираясь только на внешнюю или внутреннюю сторону стопы. Выполнять упражнение можно аналогично ходьбе на носках и пятках – чередуя положения ног. Продолжительность занятия не более 3 минут.

Упражнение 3. Болтаем ножками . ИП (исходное положение) – сидя на стуле. Ручки упираются в талию, ножки должны доставать до пола. Вначале тянем пальчики вверх, затем загибаем вниз. Повторяем несколько раз. Ставим стопы поочередно на внешнюю и внутреннюю сторону. Общая продолжительность упражнения 1-2 минуты.

Упражнение 4. Обтирание нога об ногу . ИП — сидя на стуле, ножки немного приподняты. Стопой левой ноги стараемся обтереть правую ногу снизу вверх, затем стопой правой ножки – левую. Каждой ногой повторить упражнение по 6-8 раз.

Упражнение 5. Выполняем захваты . ИП – сидя на стуле. Рядом со стулом, под ногами раскладывают мелкие предметы – карандаши, камушки, мелкие мягкие игрушки и тряпочки. Пальчиками ног нужно захватить любой предмет и удерживать его как можно дольше. Выполнять упражнение нужно поочередно то левой, то правой ногой, а затем обеими ногами сразу. Продолжительность упражнения 2-4 минуты.

Упражнение 6. Для выполнения задания потребуется мячик . ИП – сидя на стуле. Мяч располагают под ногами. Сначала левой, потом правой ножкой катают мячик вперед – назад, влево – вправо. После нескольких повторов обхватывают мяч внутренними сторонами стоп и стараются приподнять и удержать его над полом. Общая продолжительность упражнения 2-3 минуты.

Упражнение 7. ИП – сидя на стуле . Положить под ноги палочку небольшой толщины (можно использовать обычную скалку). Поставить на нее ноги и покатать палку вперед – назад. При этом должна быть задействована вся стопа – от пятки до пальчиков. Продолжительность занятия 1-2 минуты.

Упражнение 8. ИП – сидя на полу по-турецки . Вначале ребенок сидит в позе йога (левая нога на правой) не более 2 минут. Задача ребенка – подняться с пола, опираясь только на ножки. При этом взрослый стоит у него за спиной, поддерживая его за руки. Изменив положение ног (правая на левой), упражнение повторяют. Продолжительность занятия 2-3 минуты.

Упражнение 9. Ходьба по бревну . В прохладное время года дома, а летом на улице, ребенок должен ходить по бревну босиком. При этом родители находятся рядом и подстраховывают малыша. Продолжительность упражнения 2-4 минуты.

Упражнение 10. Используем шведскую стенку . Ребенок поднимается и опускается по спортивному снаряду босиком на протяжении 2-3 минут. В целях безопасности ребенка должны подстраховывать взрослые.

Возможные осложнения – когда необходимо хирургическое вмешательство?

При вальгусной стопе современная медицина после операции позволяет обойтись без гипса и металлических приспособлений. Хирург меняет угол между косточками и расправляет связки. Уже на второй день после такой операции ребенок может ходить самостоятельно. К хирургическому вмешательству прибегают не раньше, чем ребенок достигнет 6-7 летнего возраста .

Чтобы не доводить ситуацию до операции, обращайтесь к ортопеду при первых признаках искривления ножек у малыша.

Читайте так же:

5 комментариев:

Всем доброго времени суток! Возможно мой комментарий кому-нибудь пригодится. Моей дочери поставили диагноз в 1,7 , консультировалась у пару ортопедов хороших и рекомендации по лечению такого диагноза схожи: ЛФК, массаж, катание на велосипе и т.п. Зрелище было плачевное : расстояние было около 15 см, походка как на ходулях, неистественный изгиб ноги при ходьбе, пятка смещена. При чем если все рекомендации соблюдать , то возможно к 9-10 годам ноги выправяться. Гимнастику в таком возрасте ребенка не заставить делать, а в игрой форме это растягивается на целый день, а ее необходимо делать каждый день. В нашем бешенном ритме затруднительно соблюсти все требования. В статье правильно указано , что до трех лет оч легко исправить ситуацию!! От этого я и отталкивалась. Каждый день сама ребенку делала массаж ног перед сном 10 минут. На ютубе можно найти ролики как это делать или как вариант у массажиста ( что я и сдела, базовые упражнения взяла из курса) . Если в двух словах , то после базовых манипуляций с ножками я расстирающими движениями так сказать «разогревала» кость ноги и коленную чашечку , с внутренней стороны колена удерживала ногу а другой рукой голень вытягивала прямо ( должно чувствоваться небольшое напряжение) , удерживать по 3-4 секунды , так 5-6 раз. Через месяц походка заметно изменилась. Сейчас моей дочке 2,3 и ножки практически прямые, все еще продолжаю делать массаж, но уже когда спит,сразу после тока как уснет ( делаю так сказать «вытягивание» только). Необходимо исключить все то, что дает нагрузку на коленный сустав: самокаты, машинки, на которых необходимо отталкиваться ножками, коньки, лыжи … И еще в игровой форме прошу ребенка кончиками пальцев ног дотянуться до носика. А в первые месяцы ребенок дома каждый день бегал на носочках втечении дня, тоже в игрой форме , так меньше нагрузка на пятку. Плюс ко всему лечебная ортопедическая обувь

Здравствуйте, прочитала вашу историю (сохраню) , я тоже переживаю за ножки дочери, у нас это наследственное, хотела у вас спросить какое искривление у вашего ребёнка было, вы не написали. У нас О образное

Любовь, здравствуйте!
Благодарю Вас что поделились своей ситуацией. У моей дочери такая же проблема с ножками. Можно как-то с Вами связаться, чтобы уточнить насчёт массажа?
Мой скайп для связи — shaktidevi16
Заранее благодарю!

Здравствуйте. Не могли бы вы сбросить ссылки на видео массажа? Почта: skk@bk.ru. Спасибо.

Здравствуйте!можно вам позвонить ,узнать у какого ортопеда Вы были ,ну и более подробную информацию об искривлении ножек?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector